Третье правило самомотивации - отыщи важное среди бессмысленного

9 мая

Авторы: Т. Николаева, Д. Николаев (Центр "Аналитик")

«Подписался на шесть образовательных курсов – они стали бесплатными», «взялась учить корейский – почему бы нет?», «решил ежедневно медитировать – читал, что это полезно», «купили два тренажера и набор гантелей – что еще делать взаперти?» - у многих были глобальные планы на период самоизоляции. К сожалению, большинство этих прожектов закончились закономерным провалом. Курсы пройдены на треть, корейский заброшен, гантели пылятся под кроватью, а к медитации решено вернуться позднее. Свободное время, которое планировалось использовать с толком, тратится на серфинг в социальных сетях и на просмотр сериалов. Мимолетные воспоминания о несбывшихся планах – с привкусом разочарования.

Почему так происходит?

Наш мозг действует крайне экономно. Нет, ну он, конечно, может позволить проявить активность так сказать «впустую», без пользы для себя, но недолго – в объеме этак четырех-пяти занятий по корейскому языку. Вряд ли дольше. Последующие поползновения, грозящие бесцельной тратой энергии, он пресекает. Пресекает, потому что не видит в них практического смысла.

В первой статье нашего цикла мы обсуждали, что человек проявляет целенаправленную активность для того, чтобы удовлетворить те или иные потребности. Ради этого удовлетворения каждый из нас может преодолевать серьезнейшие препятствия, долго и упорно трудиться, работать просто на износ. Но исключительно в том случае, если мозг «рассчитывает» в результате удовлетворить актуальную потребность, и других, более коротких путей для ее удовлетворения не просматривается. Любопытно, что свои «расчёты» мозг делает вне нашего сознания, не посвящая своего «хозяина», в нюансы внутренней бухгалтерии. Человек получает лишь конечный результат, его как бы ознакамливают с принятым решением – «курсы отложим», «нам не до медитации», «спортом займемся завтра». Мозг рулит нами, и это нормально. Хуже того, это естественно.

Есть, конечно, вариант для «сильных волей». Такие люди, как правило, долго не бросают начатое дело, даже после того, как мозг недвусмысленно дает им понять, что дальнейшая активность не оправдана. Они прикладывают серьезные усилия, ежедневно превозмогая внутреннее сопротивление, тратя психическую энергию на достижение ненужной мозгу цели. По сути, они пытаются «перебороть» свой мозг. Порой это удается. И даже в течение довольно длительного времени. Иногда удается дотянуть даже до конечного результата. Вот только после непродолжительной победной эйфории неизбежно возникает глубокое разочарование. Человек задает себе вопрос: «И вот ради ЭТОГО я отдал столько сил???». Такое ощущение «разочарования на вершине» знакомо большинству человеков-достигаторов.

Природа такого разочарования совершенно понятна – человек тяжело трудился не просто так. Он был уверен, что та деятельность, которая ему так дорого дается, удовлетворит какие-то его потребности, закономерно принеся глубокое чувство удовлетворения (простите за тавтологию). Но ведь и мозг «сопротивлялся» этой деятельности не просто так. Он уже на начальном этапе «понял», что выбранная человеком активность не сможет удовлетворить потребности, что используются негодные средства. Но волевой человек справился с мозгом, «переборол» его, хотя мозг отчаянно «сопротивлялся».

Можно ли как-то наладить диалог с мозгом, чтобы заранее понять, действительно ли нам необходимо то, что показалось вдруг привлекательным и нужным – спортивные тренировки, образовательные курсы, уроки иностранного языка, новые скиллы? Не будет ли трата сил бессмысленной? Вполне можно. 

Одно из упражнений, позволяющее «поинтересоваться» у нашего мозга, как ему нравится очередная наша идея, готов ли он тратить усилия на ту или иную активность, заключается в следующем.

1. Когда вы хотите проанализировать, отвечает ли какое-то ваше желание вашим же базовым потребностям, уединитесь на 15-20 минут. Здесь важно организовать неспешный, искренний диалог с самим собой, которому никто и ничто не помешает. Важно при этом находиться в спокойном, желательно расслабленном состоянии.

2. Четко сформулируйте свое желание (письменно или устно – как вам удобно).

3. Задайте себе вопрос: «Зачем мне это нужно?».

4. Не спешите с ответом. Прислушайтесь к себе в течение нескольких минут. Постарайтесь получить максимально искренний ответ, который вы, возможно, никогда не дадите другому человеку, даже близкому. Зафиксируйте его в голове или на бумаге. Этот ответ, вероятнее всего, будет сформулирован тоже в виде какого-то желания – «чтобы найти новых людей», «чтобы стать стройнее», «чтобы сменить работу» и т.д.

5. Повторите шаги 3-4 к тому ответу, что вы только что получили. Проделайте это столько раз, сколько необходимо, чтобы дойти до самого дна – до того момента, когда будет уже невозможно ответить на вопрос «зачем?». 

6. Проанализируйте получившуюся цепочку желаний. Действительно ли все они очень важны для вас? Действительно ли ваше первоначальное желание является единственным или наиболее оптимальным способом удовлетворения более глубоких побуждений?

Если ваш мозг «считает», что ваше изначальное желание бессмысленно, не соответствует вашим базовым потребностям, вы обязательно увидите это несоответствие на том или ином звене цепочки. Главное, не спешить и быть предельно искренним с собой.

С помощью этого упражнения можно отделить зерна от плевел уже на самом первом этапе разворачивания деятельности и избежать как напрасной траты сил, так и последующего разочарования. А сэкономленные силы и эмоции стоит прилагать к тому, что по-настоящему важно.

Поделитесь этой страницей в социальных сетях:

Новости
15 июня
Авторский курс Анны Кайгородовой "Избирательная геометрия". В этой лекции речь идет об особенностях активного избирательного права.
22 мая
И в России, и в мире в целом отмечен резкий рост семейных конфликтов и домашнего насилия. Более того, генеральный секретарь ООН еще в начале апреля охарактеризовал ситуацию, как «ужасающую глобальную вспышку насилия».
13 мая
Ситуация самоизоляции, как показывают исследования, является стрессовой для большей части общества. Следовательно, особое значение сейчас приобретают технологии восстановления психических ресурсов.
9 мая
«Подписался на шесть образовательных курсов – они стали бесплатными», «взялась учить корейский – почему бы нет?», «решил ежедневно медитировать – читал, что это полезно», «купили два тренажера и набор гантелей – что еще делать взаперти?» - у многих были глобальные планы на период самоизоляции. К сожалению, большинство этих прожектов закончились закономерным провалом.
26 апреля
Почему образованные и вполне адекватные люди склонны всерьез воспринимать сведения из непроверенных источников, транслировать более чем сомнительные утверждения, принимать на веру мнения псевдоэкспертов? Одна из причин кроется собственно в ситуации неопределенности, в которой оказалось большое количество людей.
21 апреля
Эпидемиологический мировой кризис закономерно повлек за собой другие кризисы - финансовый, социальный, системы здравоохранения. Для многих неожиданным оказалось ещё одно последствие пандемии коронавируса - кризис продуктивности в самоизоляции. Статья Дмитрия и Татьяны Николаевых.
11 июня 2019
Несколько слов о школе и первой специальности "Аналитик политических конфликтов".
28 мая 2019
На нашем канале будут представлены приемы и советы по развитию аналитических способностей.
1 мая 2019
В администрации Серовского городского округа 30 апреля 2019 года прошла стратегическая игра «Управление конфликтами в общественно-политической сфере».
28 февраля 2017
27 февраля 2017 г. в 18.00 в конференц-зале Библиотеки им. В.Белинского состоялась первая лекция Андрея Мозолина, директора Центра «Аналитик» из нового цикла "Экология массового сознания: понимание и защита от информационного воздействия».
Подписаться на рассылку Гражданского Университета