Блоги
Твиттер
Опрос проходил в период с 20 июня по 10 июля 2015 г. Опрошено 400 гражданских активистов, членов НКО и политических партий Екатеринбурга.
Основные блоки исследования:
Комментарий эксперта: Наталья Маликова, генеральный директор Центра Социальных Технологий «Оптима», исследователь-аналитик
1.Протестные настроения.
Вообще исследование протестных настроений, на мой взгляд, сегодня утратило былую актуальность. Объясняется это не только слабостью и непопулярностью оппозиционных партий, несистемной оппозиции и их лидеров, но, прежде всего, тем, что в современной России успешно внедряется проект введения единомыслия, формирования однородного общественного мнения. Каким бы утопичным этот проект не представлялся в силу того, что объективную основу дифференциации мнений составляет сложная социальная структура общества, используемые методы манипуляции общественным сознанием достаточно эффективны: жесткая идеологическая пропаганда, многочисленные запретительные процедуры, негативная мобилизация общества за счет формирования образа врага (прежде всего, внешнего) и, соответственно, образа своей страны…
Все это отражается на распределениях, устойчиво повторяющихся на протяжении всего последнего года: протестные настроения резко сократились. ( И это опрос активистов, а не «простых» горожан!) Это и боязнь социальной изоляции, и убежденность в бессмысленности каких-либо действий. Ну и , конечно, огромный пласт « социального болота», людей, которых вся эта «политическая мишура» мало интересует. Позиция социальной апатии традиционно присуща многим россиянам. Однако, безусловно, есть и иная причина – наличие иной системы ценностей, в приоритетных позициях которой отсутствуют понятия Свободы, Справедливости, Прав Человека, Самореализации.
2.Национальные отношения. Вопрос, который также традиционной в России всплывал как своеобразный индикатор стабильности и порядка. Не случайно активные екатеринбуржцы демонстрируют довольно высокую толерантность. Хотя, строго говоря, в этом вопросе не все понятно. Если еще год назад мы связывали образ «приезжих другой национальности» (категории используемого исследовательского инструментария) с трудовыми мигрантами с вполне определенным этническим набором, то сегодня в группу «приезжих другой национальности» влились еще и мигранты с Украины, отношение к которым принципиально иное.
3.Общие замечания. По большому счету, считаю, что в настоящее время в России Общественного мнения как института гражданского общества не существует, так как отсутствуют объективные предпосылки его формирования свобода слова и выступлений, широта информации, открыто циркулирующей в обществе и, прежде всего, в СМИ, разнообразие подходов, дискуссий, по поводу освещаемых событий и фактов. Как следствие, замеряем мы не само общественное мнение как таковое, а эффективность работы СМИ.