Первое правило самомотивации - не демотивируй себя

21 апреля

Авторы: Т. Николаева, Д. Николаев (Центр "Аналитик")

Эпидемиологический мировой кризис закономерно повлек за собой другие кризисы - финансовый, социальный, системы здравоохранения. Для многих неожиданным оказалось ещё одно последствие пандемии коронавируса - кризис продуктивности в самоизоляции. 
Многие из нас, переходя на удалённый график работы / учёбы или в вынужденный отпуск, рассчитывали на повышение эффективности труда и на стремительное саморазвитие. Однако реальная продуктивность домашней занятости далеко не у всех оказалась даже удовлетворительной. Судя по постам в социальных сетях, разочарование своими способностями к самоорганизации в целом оказалось настолько велико, что впору говорить о полноценном кризисе.
У недостаточной эффективности деятельности в домашних условиях много причин. В нашей серии статей мы попытаемся рассмотреть основные и, самое главное, попытаемся сформулировать базовые правила для повышения собственного КПД.
Активность человека всегда вызывается какими-то потребностями, нуждой в чем-то. Нет нужды - нет активности. Поэтому когда мы занимаемся деятельностью - учёбой, работой – мы всегда стремимся удовлетворить какие-то свои потребности. Например в саморазвитии, принадлежности к коллективу, в деньгах и т.п.
Важно отметить здесь несколько фактов:
Первое. Потребностей у нас много, их сила и актуальность меняются во времени. 
Второе. Действуя, мы, как правило, удовлетворяем не одну, а несколько потребностей - например, осваивая онлайн какой-либо учебный курс, я одновременно удовлетворяю потребности в получении нового знания, саморазвитии, опосредованно - в признании (со стороны родственников и близких), а еще рассчитываю, что это поможет мне в будущем в построении карьеры или даже смене профессии.
Третье. Любая деятельность не только удовлетворяет какие-то потребности, но и какие-то депривирует . На нас, как на тело в школьном курсе механики, действуют разнонаправленные силы. Какие-то из  них мотивационно нейтральны, то есть никак не влияют на трудовую или учебную мотивацию. Это могут быть, например, потребность в кислороде, любви и т.п. Другие - повышают мотивацию. Третьи - снижают наше желание трудиться. В итоге можно сказать, пользуясь той же аналогией с механикой, что человек движется в направлении результирующей всех действующих на нас сил. Если доминируют мотивирующие факторы, его мотивация к деятельности будет расти, и человеку захочется посвящать ей как можно больше времени. Если, напротив, преобладают демотивирующие факторы, мотивация будет снижаться. 
В условиях самоизоляции основными демотивирующими трудовую или учебную деятельность факторами скорее всего будут:
1. Если вы живёте с детьми - потребность быть хорошим родителем, уделять им больше времени. Ведь ими теперь не занимается школа или университет. То же самое относится к заботе о других близких - супруге, престарелых родителях. 
Эта потребность становится ещё более, в сотни раз актуальнее, если кто-то из родственников в это непростое время захворал. Тут уже явно не до самосовершенствования. 
2. Потребность решать необходимые бытовые проблемы - от приготовления еды на всю семью и на 3-4 приёма пищи в день (в кафе уже не сходишь)  до когда-то отложенного мелкого ремонта (все равно дома сижу, почему бы не подклеить/подкрутить?).
3. Потребность в безопасности - в связи с де-факто предкарантинной обстановкой нужно не только продумать, но и предпринять конкретные действия по обеспечению себя и близких разумным запасом гигиенических средств, продуктов питания, быстро расходуемых бытовых товаров, медикаментов.
4. Актуализируются и другие, очень разнообразные, потребности, связанные с возникшими ограничениями. Например, человек может переживать за свое рабочее место (вокруг столько разговоров об увольнении) и о падении семейных доходов. Негативные эмоции может вызывать срыв долгожданного проекта, невозможность вернуться вовремя из командировки, перенос свадьбы, отмена празднования дня рождения ребёнка и т.п. Рушащийся бизнес - один из мощнейших демотивирующих факторов. 
Демотивация потребностей всегда вызывает негативные переживания. Это отвлекает от работы и учёбы, упорно занимает все поле вашего внимания. 
Из сказанного выше можно сделать следующие практические выводы:
1. Уровень мотивации зависит не только от силы мотивирующих факторов, но и от силы демотивирующих. Понятно, что в первом случае зависимость прямая, во втором - обратная. 
2. Если при наличии мотивирующих (побуждающих к деятельности  факторов) вы раз за разом находите для себя отговорки, оправдывающие бездействие, значит, демотивирующие факторы доминируют над побуждающими. 
3. Изменить это соотношение можно усиливая побуждающие факторы или (а лучше и) ослабляя демотивирующие. 
4. Ну и, собственно, ключевой вывод, представляющий собой первое правило самомотивации: не демотивируйте себя. Этот тезис, вынесенный в заголовок статьи, представляет собой парафраз высказывания российского психолога Д. А. Леонтьева. 
Как это возможно?
А) Делай что должен, и будь что будет. Не тратьте время на переживания о том, чего вы не можете изменить. Никаких истерик и упаднических настроений! Используйте медитативные и иные техники саморегуляция для контроля над собственным эмоциональным состоянием. 
Б)  Составьте список необходимых дел на неделю и на каждый день. Распределите дела по степени значимости. Отложите те, что могут подождать (отклеившийся кусок обоев в условиях кризиса точно не является первоочередной заботой). Остальные дела распределите по времени (опыт составления распорядка дня из пионерской юности, если он есть, - в помощь). Распределите их и между членами семьи (не пришло ли время вашему ребёнку осваивать премудрости кулинарии?). 
Раньше ваш день подчинялся рабочему графику, теперь ориентиры задать можете лишь вы сами. Дайте всем потребностям свое время. 
В) В здоровом теле - здоровый дух. Четверть часа, потраченные на зарядку, вернутся сторицей. А вот распитая на двоих бутылка алкоголя может серьёзно снизить вашу завтрашнюю продуктивность. 
Г) Мир в доме рождает мир в душе. И наоборот. Сейчас не время конфликтовать и выяснять отношения, это должны понимать все в семье. По крайней мере, попытаться объяснить это нужно. 
Д) в любой ситуации у вас должно быть некоторое время, чтобы отвлечься от забот и перевести дух. Пусть это будет лишь полчаса в день или даже 15 минут. Потратьте их на то, что даёт вам силы, вдохновляет вас. Откройте любимую книгу с любой страницы, возьмите кисти и краски, включите старый, родной ржачный сериал или поиграйте с домашним питомцем. 
Помните, что просмотр роликов на ютубе или серфинг в социальных сетях - это не про отдых.
Систематическое выполнение этих нехитрых действий способно серьезно снизить проявленность демотивирующих факторов. А, значит, повысить вашу мотивацию к трудовой или учебной деятельности. 

Поделитесь этой страницей в социальных сетях:

Новости
22 мая
И в России, и в мире в целом отмечен резкий рост семейных конфликтов и домашнего насилия. Более того, генеральный секретарь ООН еще в начале апреля охарактеризовал ситуацию, как «ужасающую глобальную вспышку насилия».
13 мая
Ситуация самоизоляции, как показывают исследования, является стрессовой для большей части общества. Следовательно, особое значение сейчас приобретают технологии восстановления психических ресурсов.
9 мая
«Подписался на шесть образовательных курсов – они стали бесплатными», «взялась учить корейский – почему бы нет?», «решил ежедневно медитировать – читал, что это полезно», «купили два тренажера и набор гантелей – что еще делать взаперти?» - у многих были глобальные планы на период самоизоляции. К сожалению, большинство этих прожектов закончились закономерным провалом.
26 апреля
Почему образованные и вполне адекватные люди склонны всерьез воспринимать сведения из непроверенных источников, транслировать более чем сомнительные утверждения, принимать на веру мнения псевдоэкспертов? Одна из причин кроется собственно в ситуации неопределенности, в которой оказалось большое количество людей.
21 апреля
Эпидемиологический мировой кризис закономерно повлек за собой другие кризисы - финансовый, социальный, системы здравоохранения. Для многих неожиданным оказалось ещё одно последствие пандемии коронавируса - кризис продуктивности в самоизоляции. Статья Дмитрия и Татьяны Николаевых.
11 июня 2019
Несколько слов о школе и первой специальности "Аналитик политических конфликтов".
28 мая 2019
На нашем канале будут представлены приемы и советы по развитию аналитических способностей.
1 мая 2019
В администрации Серовского городского округа 30 апреля 2019 года прошла стратегическая игра «Управление конфликтами в общественно-политической сфере».
28 февраля 2017
27 февраля 2017 г. в 18.00 в конференц-зале Библиотеки им. В.Белинского состоялась первая лекция Андрея Мозолина, директора Центра «Аналитик» из нового цикла "Экология массового сознания: понимание и защита от информационного воздействия».
10 февраля 2017
9 февраля 2017 г. в Свердловской областной библиотеке для детей и юношества им. В.Крапивина состоялась лекция Андрея Мозолина.
System.Reflection.TargetInvocationException: Exception has been thrown by the target of an invocation. ---> System.Exception: Проблема с сортировщиком: Axon.Core.AxonObjectSortByClassParamIDGeneric ---> System.InvalidOperationException: Failed to compare two elements in the array. ---> System.NullReferenceException: Object reference not set to an instance of an object.
   at Axon.Core.AxonObjectSortByClassParamIDGeneric.NonComplexCompare(AxonValue x1, AxonValue y1, String MainValue) in D:\D\Sites\cuniver\public\Axon.Core\Selection\AxonObjectSort.cs:line 598
   at System.Collections.Generic.ArraySortHelper`1.SwapIfGreater(T[] keys, IComparer`1 comparer, Int32 a, Int32 b)
   at System.Collections.Generic.ArraySortHelper`1.PickPivotAndPartition(T[] keys, Int32 lo, Int32 hi, IComparer`1 comparer)
   at System.Collections.Generic.ArraySortHelper`1.IntroSort(T[] keys, Int32 lo, Int32 hi, Int32 depthLimit, IComparer`1 comparer)
   at System.Collections.Generic.ArraySortHelper`1.IntrospectiveSort(T[] keys, Int32 left, Int32 length, IComparer`1 comparer)
   at System.Collections.Generic.ArraySortHelper`1.Sort(T[] keys, Int32 index, Int32 length, IComparer`1 comparer)
   --- End of inner exception stack trace ---
   at System.Collections.Generic.ArraySortHelper`1.Sort(T[] keys, Int32 index, Int32 length, IComparer`1 comparer)
   at System.Array.Sort[T](T[] array, Int32 index, Int32 length, IComparer`1 comparer)
   at System.Collections.Generic.List`1.Sort(Int32 index, Int32 count, IComparer`1 comparer)
   at Axon.Core.AxonSelection.Sort() in D:\D\Sites\cuniver\public\Axon.Core\Selection\AxonSelection.cs:line 2019
   --- End of inner exception stack trace ---
   at Axon.Core.AxonSelection.Sort() in D:\D\Sites\cuniver\public\Axon.Core\Selection\AxonSelection.cs:line 2029
   at Axon.Core.AxonSelection.Execute(Boolean ExplicitSkipPrepare) in D:\D\Sites\cuniver\public\Axon.Core\Selection\AxonSelection.cs:line 1814
   at Axon.CMS33.Code.Classes.typeline.typeline_default_Print() in D:\D\Sites\cuniver\public\Axon.CMS\Classes\typeline.cs:line 143
   --- End of inner exception stack trace ---
   at System.RuntimeMethodHandle.InvokeMethod(Object target, Object[] arguments, Signature sig, Boolean constructor)
   at System.Reflection.RuntimeMethodInfo.UnsafeInvokeInternal(Object obj, Object[] parameters, Object[] arguments)
   at System.Reflection.RuntimeMethodInfo.Invoke(Object obj, BindingFlags invokeAttr, Binder binder, Object[] parameters, CultureInfo culture)
   at Axon.Core.AxonPage.InvokeFunction(MethodInfo Method, AxonRequestHandler anObj, Object[] aParams) in D:\D\Sites\cuniver\public\Axon.Core\Server\AxonPage.cs:line 421
   at Axon.Core.AxonPage.ObjectExec(AxonRequestHandler anObj, String iFace, String aMethodName, Object[] aParams) in D:\D\Sites\cuniver\public\Axon.Core\Server\AxonPage.cs:line 798
Подписаться на рассылку Гражданского Университета